Дети Земли

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дети Земли » Проблемы благотворительности в России » Взаимоотношения с государством


Взаимоотношения с государством

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Взаимоотношения с государством

До сих пор государство фактически административно включало часть благотворительного сектора в механизм осуществления своей социальной политики. Причем это не приводило в повышению эффективности бюджетных расходов, а лишь позволяло обойти ограничения в управлении бюджетными средствами или восполнить скудость бюджетного финансирования.

В первом случае средства переводятся в “карманные” благотворительные организации, где ими можно более гибко управлять. И во многих случаях завышать расценки или объемы выполняемых работ.

Во втором случае государство через благотворительные организации занимается сбором средств из частных источников, которые идут на выполнение государственных обязательств.

В любом случае механизмы сводятся к созданию для отдельных организаций привилегированного положения. Наличие таких организаций сдерживает инициативу и развитие других благотворительных структур. Это приводит к потере ресурсов благотворительного сектора. Государство соперничает с благотворительным сектором за обладание источниками ресурсов.

Государственная социальная политика должна осуществляться через бюджетное финансирование и государственные программы. Государственные обязательства должны соответствовать возможностям бюджетного финансирования и не полагаться на псевдодобровольные пожертвования из частных источников. Благотворительная сфера должна быть в полном объеме оставлена на усмотрение самодеятельного населения, граждане должны самостоятельно решать, в каком объеме и в какой форме заниматься благотворительностью.

Роль государства и местного самоуправления заключается в том, чтобы создать благоприятные условия и нормативные механизмы развития и осуществления благотворительности без непосредственного вмешательства.

Благотворительные услуги должны перестать быть в какой бы то ни было степени услугами, оказываемыми органам власти или должностным лицам. Они должны быть только услугами обществу. Власть не должна административными средствами решать, кто, в каких формах, когда и в каком масштабе должен заниматься благотворительностью. Благотворительность должна быть встроена в рынок, при регулировании благотворительности должны применяться принципы, аналогичные для рыночных структур.

Вмешательство власти разрушает философию благотворительности, фактически приводит к ее исчезновению и мешает ее развитию.

Также осложняет развитие благотворительности отсутствие доступа этих организаций к государственным ресурсам. Включение независимых организаций в систему исполнения государственных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, способствует расширению конкуренции в социальной сфере. Система безусловного бюджетного финансирования должна уступать системе выбора наиболее эффективного исполнителя. В настоящее время организационная слабость благотворительного сектора не позволяет государству рассматривать его в качестве серьезного партнера.

Тем не менее, необходимо ежегодно увеличивать объем бюджетных средств, распределяемых на открытом конкурсе. Четко определенная стратегия расширения конкурсов государственных заказов нацелила бы благотворительные организации на получение финансирования, стимулировала бы их развитие. На первых порах благотворительные организации могли бы получить преимущество по сравнению другими формами частных организаций, чтобы обеспечить государственные инвестиции в развитие именно этого сектора.

Конкурсы государственных заказов нужно в первую очередь организовывать по тем проблемам и в тех отраслях, где недостаточно развита сама государственная система. Вместо того, чтобы вкладывать ресурсы в ее развитие, целесообразно сориентироваться на негосударственных исполнителей.

Государственные заказы должны применяться в тех сферах, где у государства есть понимание и уверенность в том, как надо решать проблемы, и интерес государства сводится, прежде всего, к поиску эффективного управляющего.

Государство и благотворительные организации могут эффективно взаимодействовать и в тех сферах, где проблемы только обнаружились, и где нет ясности, каким образом их решать. Инициатива благотворительных организаций позволит найти новые механизмы и технологии решения. Здесь эффективно применение грантов. В этом случае интерес государства заключается в том, чтобы был реализован социально значимый проект, который еще не осуществлялся и на который благотворительным организациям трудно найти средства из других источников.

Часть государственных средств следует выделять на проекты, разработанные самими благотворительными организациями, а также на организационное развитие благотворительного сектора.

Финансирование благотворительных проектов должно осуществляться государством только на конкурсной основе.

Государственное финансирование благотворительных организаций должно преследовать цели повышения эффективности бюджетных расходов и встраивание механизмов бюджетного финансирования и благотворительной деятельности в рыночную экономику.

Законодательство, регулирующее бюджетный процесс и бюджетные расходы, должно обеспечивать участие благотворительных организаций в выполнении государственных программ и получении государственных заказов наравне с бюджетными организациями. Выбор исполнителя должен безо всяких привилегий осуществляться на основе эффективности.

Любая государственная или муниципальная программа, а также любой заказ или грант должен подвергаться обязательному аудиту и программной экспертной оценке.

Благотворительные организации достаточно активно пользуются различными услугами государства. Как правило, они предоставляются им на льготных условиях. Особенно важным для осуществления благотворительной деятельности являются аренда помещений под офисы и оплата коммунальных услуг, пользование помещениями для мероприятий, средствами связи, информационными ресурсами и т.д. Обычно поддержка в таких формах является еще одной разновидностью сегрегации негосударственных организаций по признаку близости к власти. Почти никогда такое преимущество, оказываемое некоторым организациям, не осуществляется безвозмездно. Специфика этой формы поддержки заключается в том, что она, в отличие от финансирования, охватывает продолжительный период. Предоставив возможность аренды на льготных условиях, государство перестает контролировать целесообразность этого шага через несколько месяцев. Здесь требуются более гибкие, справедливые и более выгодные государству механизмы.

Оказание такой помощи может осуществляться только путем применения открытых процедур. Целесообразно проведение конкурсов, где могут участвовать только благотворительные организации. Победитель должен определяться еще и по критериям общественной полезности. Договор об аренде должен обуславливать стоимость аренды с учетом этой полезности.

Нужно помнить, что благотворительный сектор был исключен из процесса бесплатной приватизации. Граждане могли получить недвижимость в собственность только при условии, что они будут заниматься предпринимательской деятельностью. Было бы правильно установить правила и процедуры участия благотворительных организаций в приобретении распродаваемой государством недвижимости.

Рыночный механизм требует уравнивания прав всех потребителей. Благотворительные организации при конкуренции с другими, в том числе и коммерческими организациями, должны иметь более благоприятные условия лишь для привлечения средств. Только в этом должно заключаться их преимущество.

Оплата других услуг благотворительными организациями должна производиться по расценкам, установленным для государственных бюджетных организаций.

В тех случаях, когда это уместно и возможно, организации, имеющие бюджетное финансирование, должны давать приоритет обслуживанию благотворительных организаций. Например, это относится к средствам массовой информации, для которых можно установить нормативы по освещению деятельности благотворительных организаций и на публикацию материалов, формирующих позитивный общественный образ участников благотворительности.

Для стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства должны применяться различные неэкономические методы. Целью таких действий должно быть моральное поощрение всех участников благотворительности, усиление мотивации общественности и потенциальных доноров, стимулирование их вовлечения в благотворительность. Признание личных заслуг отечественных филантропов и активистов благотворительного движения со стороны официальных структур является очень значимым фактором формирования общественного мнения и активизации благотворительности.

Общественность и население страны должны четко и регулярно получать “сигнал”, что благотворительность и ее развитие соответствует интересам государства, поддерживается им, что благотворительное движение рассматривается им конструктивно и положительно.

В этой связи можно, в частности, затрагивать вопросы развития благотворительности в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию, касаться этой темы в специальных обращениях высших должностных лиц государства.

Большой общественный резонанс имело бы награждение орденами, например, “За заслугу перед Отечеством” и другими государственными наградами наиболее видных деятелей благотворительности по представлениям как государственных и муниципальных структур, так и общественности, а также награждать государственными и другими премиями и почетными грамотами примерные донорские и благотворительные организации. Такие награды не обязательно должны включать денежные выплаты.

Благотворительные организации также должны быть информированы, что они могут быть выдвинуты на присуждение премий различных международных организаций, в том числе системы ООН.

Целесообразно возродить российскую традицию проведения в Кремле благотворительного бала с участием высших должностных лиц государства в целях сбора средств на благотворительные проекты. Президент или председатель Правительства РФ должен ежегодно проводить встречу с лидерами и руководителями благотворительных организаций и крупнейшими филантропами, как это делается для предпринимателей, и устраивать президентские или правительственные приемы в честь активистов благотворительности и филантропов. Наиболее известные и популярные государственные и общественные деятели могут входить в наблюдательные советы благотворительных организаций.

Гражданам, жертвующим большие суммы средств на благотворительность, должно быть предоставлено право называть своими именами организации, проекты и другие объекты. Нужно приветствовать вхождение известных и уважаемых государственных общественных деятелей в наблюдательные советы благотворительных организаций. Такая форма участия не должна приводить к созданию для этих организаций более благоприятных условий функционирования.

Таким образом, государственная поддержка благотворительности должна строиться по следующим направлениям:

расширение участия благотворительных организаций в осуществлении государственных программ;

открытие им доступа к государственным источникам финансирования;

моральное поощрение благотворительности;

создание благоприятных условий для получения предоставляемых государством услуг;

использование экспертного потенциала участников благотворительности.

0

2

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

МИЛОСЕРДИЕ, сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.

Из Большого энциклопедического словаря

Вместо предисловия

Эта статья не может быть отнесена к строго историческим трудам. В ней нет статистики. В ней мало имен и названий организаций.

Эта статья - воспоминание о периоде становления новой российской благотворительности, воспоминание вписанное в контекст нашей новейшей истории, ибо процесс развития благотворительности неразрывно связан с процессами, происходящими в обществе и государстве.

Это всего лишь попытка осмысления пройденного пути без претензий на создание "объективной картины".

Начало второй половины восьмидесятых. Начало перестройки. Пробуждение общества. Время больших надежд. Наши войска еще в Афганистане. Оттуда возвращаются гробы, раненые, покалеченные. КПСС еще руководит и направляет. Экономика еще не развалилась, хотя и растрескалась изнутри. Появилось слово "неформалы". Право граждан на объединение символизируют созданные и действующие по воле "руководящей и направляющей" общественные организации пирамидальной формы с обязательным "Всесоюзное (-ая, -ый)..." на вершине. Они еще кажутся неколебимыми. Большая советская энциклопедия еще отводит благотворительности роль пережитка прошлого - презерватива, придуманного эксплуататорскими классами для защиты угнетенных от заражения идеей классовой борьбы. Благотворительных организаций нет: светская благотворительность как "буржуазное явление" была ликвидирована к 1923 году, а в 1928 году та же участь постигла и церковную благотворительность. Практически полное отсутствие нормативно-правовой базы, за исключением пары запретительных норм 20-х годов да нескольких упоминаний об "иных общественных организациях" в Гражданском кодексе РСФСР. 86-й год. Антиалкогольная компания под личным руководством "минерального секретаря". Всесоюзное общество трезвости. Безалкогольные свадьбы. Чернобыль. Авария. Ликвидаторы. Переселенцы и отселенцы. Радиофобия. Кровопролитное столкновение между русскими и казахами в Алма-Ате. Все активнее обсуждаются вопросы, связанные с реабилитацией жертв сталинских репрессий (пока только сталинских) и возвращением репрессированных народов. В Ленинграде и Москве возникают первые неофициальные группы молодых идеалистов, по зову сердца безвозмездно помогающих одиноким старикам и инвалидам, ухаживающих за больными в клиниках. Они почти незаметны, да и не стремятся к известности - они стремятся помочь страждущим ("благотворительность - деятельное проявление милосердия"). О них знают, пожалуй, только те, кому положено знать о всех и о каждом. Прихлопнут или нет? Состояние неопределенности. В Ленинграде Виталий Савицкий создает группу "Человек". В Литве в Каунасе возобновляет деятельность католическая благотворительная организация "Каритас". Так, в общем-то тихо и латентно, начиналось возрождение благотворительности на будущем постсоветском пространстве. 87-й год. Пожилой мужчина, писатель Даниил Гранин, поскользнулся на улице, упал, больно ударился, а прохожие шли мимо и помогать ему не спешили, хотя члены союза писателей, как и народные артистки, "на дороге не валяются". И понял он - иссякло в людях милосердие. На личном примере понял. И написал проникновенную статью "О милосердии" и опубликовал ее в мартовском номере "Литературки". Эта статья и послужила катализатором процесса. Тысячи сердец откликнулись на слова писателя. Тысячи людей осознали в себе жажду делать добро другим, совсем чужим людям. Процесс вышел на поверхность. Понятия "милосердие" (состояние души) и "благотворительность" (деятельность на благо других) легко перепутались в умах. "Заниматься милосердием" - новая мода в интеллигентской и околоинтеллигентской среде (советский middle-class). В Москве создается благотворительный фонд "Сопричастность". В Питере под широкой дланью Даниила Гранина (так все же спокойнее: раз статью "О милосердии" напечатали - значит ему можно) создается Общество милосердия "Ленинград". Декабрь. Землетрясение в Спитаке. Рыдающий союзный премьер Рыжков. Всесоюзная акция милосердия - вся страна в едином порыве собирает для уцелевших теплые вещи (сколько их сгнило, так и не попав в Армению?). "Процесс пошел".

88-й год. Февраль. Митинги в Нагорном Карабахе. Армянская резня в Сумгаите. С этого момента убийства армян происходят в Азербайджане практически постоянно. По 1-2 убийства ежедневно. В воздухе витает призрак больших погромов. Армяне начинают покидать Азербайджан. Кому было положено, уже присмотрелись и определились. Милосердие - это не опасно. Это даже отвлекает людей от нарождающихся политических ересей. Кроме того, это может продемонстрировать Западу очеловечивание социалистического лица. С личного благословения Горбачева семафоры открыты. Общество милосердия "Ленинград" получает официальную регистрацию, выморочный устав, обкомовский "рафик" и большое помещение жилконторы напротив здания, где в первые годы советской власти располагалось ведомство тов. Дзержинского. Учредители: обком ВЛКСМ, обком профсоюза медицинских работников, Ленинградское отделение союза советских писателей, Ленинградское отделение союза журналистов и т.п. (слава КПСС!). "Сверху" - Правление из 50 или 30 человек (за давностью лет точное количество запамятовал), в котором широко представлены "посажёные (учредителями - И.К.) отцы и матери", собрать которых в одном месте в одно время вскоре не мог уже никто. Председатель Правления - Даниил Александрович Гранин. "Снизу" - в "Экспресс-службе" - колготится народ. Много молодежи. В свободное от учебы и работы время бегают к беспомощным одиноким старикам и инвалидам - носят продукты, готовят еду, что-то чинят, стирают, моют. И часами слушают. Для пожилых людей, закрытых в четырех стенах, доброволец "Экспресс-службы" - отдушина: хоть с кем-то можно поделиться своими проблемами, радостями, печалями. Начинают появляться другие "милосердия". Неуемный энтузиазм плюс абсолютный непрофессионализм. Милосердие - это состояние души. Вопросы обывателей: "Почему вы это делаете? А что вы с этого имеете? Ничего?!? А если честно? Ну, а все-таки?". Что ответить? "Если мы, живущие в современном обществе, попытаемся показать, что под нашим кургузым и нескладным фраком бьется человеческое сердце - нам не поверят" (А.Дюма. Антони). Кое-кто поговаривает о благотворительности и хочет учиться. Но это еще далеко и во времени, и в пространстве. Для создания финансовой основы нормальной благотворительности нет ни социальной, ни экономической базы: "западная" благотворительность существует в основном на пожертвования свободных собственников и за счет финансовых операций с временно свободными средствами и депозитами. У нас свободных собственников еще нет - одни еле дышащие госпредприятия, а из всех операций с временно свободными средствами нам известен только вклад в сбербанке под 2-3% годовых. В СССР учиться организации благотворительной деятельности не у кого. Носителей традиций российской благотворительности не осталось - кто бежал от революции и красного террора, кого как классово чуждый элемент пустили в расход, кто сам отошел в мир иной, не успев передать своих знаний. Остались архивы. Но прямое калькирование дореволюционного опыта, также как и опыта зарубежных благотворительных организаций, невозможно: другие экономические и правовые условия, другая ментальность. Отечественные религиозные организации в благотворительности почти не участвуют - они еще не оправились от потерь, понесенных за семь десятилетий торжества идей марксизма-ленинизма. Октябрь - ноябрь. Обострение проблемы Нагорного Карабаха. Убитые, раненные, беженцы. Страна становится все более открытой. В Ленинград приезжают представители зарубежных благотворительных организаций. Присматриваются, прислушиваются, ищут контакты.

89-й год. Экономика начинает трещать все более отчетливо. Демократизация. Гласность. Кооперативное движение. Какие-то шевеления в средствах массовой информации. Появляется и "неофициальная" пресса. 9 апреля. Тбилиси. Войска подавляют демонстрацию. Убитые, раненные. По всей стране митинги протеста. Нарождающиеся политические движения пробуют силы на выборах депутатов Ленсовета и Съезда народных депутатов СССР. Съезд. Всюду люди с радиоприемниками. В обществе нарастают процессы "кристаллизации" - объединяются люди, связанные схожими проблемами. Они тоже говорят о милосердии и благотворительности, обычно в отношении самих себя либо своих близких. Некие подобия потребительских кооперативов. В общей кристаллизующейся массе страждущих мелькают лица профессионалов, чаще всего врачей. Они чувствуют, что с финансированием, медикаментами, оборудованием, расходными материалами становится все хуже и ищут способы помочь своим пациентам. Процессы нарастают. Люди в массе своей еще не знают, что такое благотворительность. В благотворительных организациях модное слово "волонтер".

90-й год. 10-17 января армянская резня в Баку. Убитые, растерзанные. Беженцы: армяне бегут из Азербайджана; азербайджанцы, опасаясь мести - из Армении. 20 января через день после вывоза всех армян из Баку туда вводятся войска: танки на улицах, более 120 погибших. Март. Третий Съезд народных депутатов отменяет статью 6 Конституции СССР ("Руководящей и направляющей..."). Лето. Резня турок-месхетинцев в Фергане. Столкновения между узбеками и киргизами в Оше. Убитые, растерзанные, беженцы. Экономика уже не трещит - она разваливается. В Ленинграде вводятся визитные карточки покупателя и талонные блоки на основные продукты питания. Появляются "коммерческие" продовольственные магазины, где все есть, но очень дорого. Первые представители советских благотворительных организаций учатся за рубежом на краткосрочных семинарах. Начинается поток гуманитарной помощи. Западные благотворительные организации на ниве "гуманитарки" все теснее сотрудничают с нашими благотворительными организациями. Для сотрудников наших благотворительных организаций наступает период большого соблазна: через их руки проходит колоссальный поток таких вещей и продуктов, каких никогда не было в наших магазинах. Армянская церковь активно помогает беженцам. Беженец из Баку Григорий Акопян создает в Ленинграде первую на территории СССР организацию помощи беженцам - Комитет по экономической, социальной, культурной, юридической помощи беженцам. Комитет зарегистрирован в мае 1990 года. 9 октября принят Закон СССР "Об общественных организациях". Типичный советский закон: много лишних слов, мало конкретики, меньше десяти не собираться, организационно-правовые формы не определены. Юридическая казуистика из Гражданского кодекса беспрепятственно перекочевывает в упомянутый Закон - регистрируются не сами организации, а их уставы. Но это уже прорыв. Начинается вакханалия "имятворчества". Фонды, конгрессы, коалиции, лиги... По сути - все общественные организации с фиксированным членством. Названия организаций - "ярмарка тщеславия": "добродеяния", "благодати", "ангелы", "добрые сердца"... Уставные цели либо узко профильные (помочь какой-либо категории населения и т.п.), либо "от улыбки станет всем светлей...". Декабрь. Продовольственный кризис в стране достиг своей кульминации. На волне "гуманитарки" организации типа "достать и поделить" растут и множатся как грибы после дождя. Прямо в уставах - "Цели организации: привлечение гуманитарной помощи". Примитивно, но откровенно. Во многих организациях склоки. На поверхности плавают обвинения в несправедливом распределении, присвоении, воровстве.

91-й год. "Павловская" реформа. Галопирующая инфляция. Советский middle-class, до сей поры небогатый, но не еще нищий, обнищал окончательно. Резко сократился приток добровольцев в благотворительные организации: не до благотворительности - "приказано выжить". События в Прибалтике. 13 января Вильнюс. Митинги протеста. "За нашу и вашу свободу". Голландское отделение международной гуманитарной организации "Врачи без границ", реализуя программу Европейского Сообщества по помощи детскому здравоохранению СССР, поставляет в Ленинград крупные партии медикаментов. Ликвидируется дефицит в объеме трехмесячной потребности детского здравоохранения. Появляется Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности". СМИ соревнуются в пропаганде частной инициативы. В бизнес идут представители всех слоев населения: инженеры и сантехники, ученые и домохозяйки, et caetera, etc., etc... Массовое появление мелких частных собственников и штучная выделка крупных. Раскручивается механизм легального накопления первоначального капитала. Нео-предпринимателям не до благотворительности: первичное накопление капиталов прежде всего. В Верховном Совете РСФСР создается рабочая группа по разработке законопроекта "О благотворительности". Готовится Союзный договор. В Чечне к власти приходит Джохар Дудаев. Пустые полки продовольственных магазинов. Август. ГКЧП. Победа. Эйфория. Опьянение свободой - мы выдавили из себя раба. Беловежская Пуща. Ельцин, Шушкевич, Кравчук. "Союз нерушимый республик свободных..." Верховному Совету РСФСР не до проекта Закона "О благотворительности". Ленинград возвращает свое историческое название. Власти Санкт-Петербурга все внимательнее присматриваются к "гуманитарке". Близкими мэрии людьми и под "мэрским" покровительством создается общественная организация "Пищевой банк Санкт-Петербурга". Конгресс США принимает решение о поставках продовольствия в Питер через этот "банк". "Банк" предпринимает шаги, которые в перспективе могут позволить ему стать монополистом в вопросе гуманитарной помощи. Об этом становится известно консульству США. Поставки продовольствия будут осуществляться американским правительством через фонд "CARE". "Банк" ни к определению объемов и адресов, ни к распределению продовольствия не допускается - его дело поиск складов и транспорта. Создается центр социальной и гуманитарной помощи Комитета по социальным вопросам мэрии. Представители наших благотворительных организаций все чаще обучаются за рубежом. Все чаще в речи представителей благотворительных организаций звучит слово "программа". В моде "нон-профит", "третий сектор", "НГО". Появляется учебная литература о благотворительности, в основном переводная. Разговоры о подготовке социальных работников. Повторится путч или нет? Вот в чем вопрос! "Утечка мозгов" набирает силу. Потихоньку разворачивают свою деятельность западные грантодатели. Слова "грант" и "грантодатель" выговариваются еще с трудом. Декабрь. Отменена уголовная ответственность за бродяжничество и попрошайничество (ст. 198 УК РСФСР - в просторечии - "бомжовка"), а также за тунеядство (ст. 209 УК РСФСР - "тунеядка"). Отменена уголовная ответственность за немедицинское потребление наркотиков. У благотворительных организаций появилась возможность легально помогать изгоям общества: наркоманам и бездомным.

92-й год. Начало "гайдаровских" реформ: "отпущены" цены. Экономический кризис нарастает. Массовые сокращения, особенно среди женщин и ИТР (что часто одно и то же) на производстве. В благотворительность приходят бывшие инженеры, контролеры ОТК, конструкторы. Большинство из них на этот шаг решается не из милосердия, а из-за безработицы. В марте начинается противостояние в Приднестровье. Первые вооруженные стычки. Первые жертвы. В июне начались полномасштабные боевые действия. Убитые, раненые, беженцы. Благотворительные и общественные организации направляют в Приднестровье медикаменты, перевязочные и шовные материалы, шприцы, хирургический инструментарий и т.п. Возобновляется работа над проектом Закона РСФСР "О благотворительности". Как оказалось, de facto перестала существовать рабочая группа, созданная при Верховном Совете для работы над этим проектом. Разработка ведется Центром политико-правовых исследований "Интерлигал", возглавляемым Ниной Беляевой. В вариантах проекта предлагаемых этим Центром упорно продвигаются положения, создающие возможность влияния на деятельность благотворительных организаций со стороны властей (от прямого учреждения "благотворительных" организаций до плохо скрытого протекционизма). В проект упорно "не попадает" прямой запрет на учреждение благотворительных организаций органами власти и их должностными лицами. В Чечне начинается раскручивание антироссийской компании. "Тихое" вытеснение нечеченцев. Август. Начало открытого вооруженного грузино-абхазского конфликта. Убитые, раненые, беженцы. Осень. Осетино-ингушский конфликт. Убитые, раненые, беженцы. Начало приватизации. Вместо именных приватизационных чеков появляются обезличенные "ваучеры" (попытка произнесения этого слова вызывала тошноту - на уровне физиологии чувствовал, а понять не мог. - И.К. ). "Гуманитарка" поступает. Численность организаций, имеющих в названии слово "благотворительная (-ое, -ый)" растет. Продолжается обучение представителей благотворительных организаций, в основном руководителей, за рубежом.

93-й год. Экономический кризис продолжается. Население нищает. "Объегорили - обгайдарили"... Нарастает напряженность между Президентом и Верховным Советом. Властям опять не до проекта Закона "О благотворительности". 3-4 октября. На улицах Москвы танки. Убитые, раненые. Верховный Совет разогнан, его лидеры арестованы. Но жизнь продолжается. Представители благотворительных организаций с удовольствием ездят за границу - поучиться. "Гуманитарка" все еще поступает. Численность организаций, имеющих в названии слово "благотворительная (- ое, -ый)" продолжает расти. Выборы в Государственную Думу. Всенародное голосование по Конституции. В Санкт-Петербурге Целевой благотворительный фонд "Ночлежка" добивается от властей разрешения и организует участие бездомных в голосовании. 23 декабря новая Конституция Российской Федерации вступила в силу.

94-й год. Экономика продолжает пикировать. "Гуманитарка" продолжает поступать. Благотворительные организации живут своей жизнью. Представители благотворительных организаций учатся не только за рубежом - все чаще обучающие семинары проходят в России. Полным ходом идет обучение социальных работников - это государственная программа. В октябре принята первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, некоммерческим организациям посвящен целый параграф. Декабрь начало необъявленной войны в Чечне. Убитые, раненые, беженцы.

95-й год. Первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации вступает в силу. Понятия "фонд" и "учреждение" получают свои правовые определения. Принимаются законы "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О некоммерческих организациях". Появляются понятия "благотворительное движение", "благополучатель", "благотворитель", "участник благотворительной деятельности". Теперь общественные объединения и благотворительные организации могут существовать и без регистрации. Ощущение некоторого замедления темпов падения экономики. Уменьшаются объемы поступающей из-за рубежа "гуманитарки". Июль. В Женеве в Комитете по правам человека Организации Объединенных Наций правительство России отчитывается о соблюдении прав и свобод человека, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах. Российские общественные и благотворительные организации сделали правительству "подарок" - в Комитет были направлены независимые представления о нарушениях в России прав и свобод человека, в том числе массовых. Эти представления нашли свое отражение в резолюции Комитета и возымели некоторое действие на правительство России. Субъекты Российской Федерации (кто в лес - кто по дрова) начинают принимать свои законы по вопросам благотворительности. Одна из первых в этом вопросе - Ленинградская область. Закон Ленинградской области напоминает райкомовскую "указивку" недавних времен и определяет в качестве благополучателей только государственные органы социальной защиты и организации инвалидов. Начинается обвал финансовых пирамид. Появляются общества защиты прав вкладчиков. В благотворительности все больше становится людей, работающих на хорошем профессиональном уровне. Это "старые кадры" благотворительных организаций, а также профессионалы-гуманитарии, в виде благотворительных программ реализующие свои идеи, для которых не нашлось места ни в государственном, ни в коммерческом секторе. Вместе с тем, много, очень много тех, кто в благотворительность "играет как может". Кто-то от чистого сердца (прости их, Господи!), кто-то потому, что кушать очень хочется. Благотворительность - ниша, где создаются рабочие места. В декабре Государственная Дума принимает вторую часть Гражданского кодекса Российской Федерации. Московским благотворительным фондом "Нет алкоголизму и наркомании" разрабатывается проект Закона Российской Федерации "О социальном заказе". Проект вносится в Государственную Думу. Широчайшая поддержка общественных объединений и благотворительных организаций.

96-й год. Кризис неплатежей. Экономика становится неуправляемой. Социальные проблемы нарастают. В январе Президент подписывает вторую часть Гражданского кодекса Российской Федерации и с 1 марта она вступает в силу. Понятие "пожертвование" получает свое правовое определение. Выборы Президента. Целевой благотворительный фонд "Ночлежка" добивается от властей и организует участие бездомных в голосовании.

97-й год. Экономика несколько стабилизируется. В благотворительности идет постепенное нарастание объемов деятельности. В Санкт-Петербурге принят ряд местных социальных законов и программ, в разработке и лоббировании которых ведущую роль сыграли благотворительные организации.

98-й год. Деноминация. До сих пор не принят Закон Российской Федерации "О социальном заказе" - видимо слишком велико сопротивление госструктур, которые боятся конкуренции со стороны тех, кто делает лучше и дешевле. Ничего, благотворительные организации жили без этого Закона и дальше не помрут. Апрель. Вступил в силу Закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", предусматривающий запрет на потребление наркотиков и психотропных веществ без назначения врача, возможность принудительного освидетельствования больных наркоманией и лиц, употребивших наркотики или психотропные вещества, а также возможность введения в Уголовный кодекс поправки, вводящей уголовную ответственность за потребление наркотиков и психотропных веществ без назначения врача. У благотворительных организаций, помогающих наркоманам, потихоньку выбивают из под ног правовую базу. Июль. Принята часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению специалистов Кодекс в вопросах налогообложения уравнивает коммерческие и некоммерческие (в том числе благотворительные) организации. С января 1999 года начнем пожинать плоды этого нововведения. Август. Еще одна экономическая пропасть под ногами. Летим. Еще не отвыкли. Осень. Опять разговоры о "гуманитарке". Снова грядут выборы. Специалисты в области избирательных технологий уже "откатали" прием: за годик до выборов создаешь "благотворительный фонд помощи..." (с учетом электората), несколько добрых дел ("бесплатный сыр") с подробным обмусоливанием в прессе (желательно издавать свою газетенку и распихивать ее по почтовым ящикам), выдвижение, благодарный электорат... Можешь отрабатывать средства, полученные от доброхотов "на благотворительность". Выборы в муниципальные советы показали эффективность этой схемы. Все ближе окончание сроков перерегистрации общественных и благотворительных организаций, созданных до принятия российских законов "Об общественных объединениях" и "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Три проблемы. Во-первых, что с чем приводить в соответствие - название (фонд, ассоциация, конгресс и т.п.) с организационно-правовой формой (практически все имеют фиксированное членство и по сути являются общественными организациями) или наоборот? Во-вторых, как собрать кворум? Вопросы членства во многих организациях фиксировались плохо, если вообще фиксировались. И где теперь найти всех учредителей ("меньше десяти не собираться" - см. 90-й год), если собрание учредителей созывалось по принципу двум-трем было надо, а остальным для доброго дела подписи не жалко? В-третьих, чисто формальный вопрос из области юридической казуистики: раньше регистрировались уставы, а не организации (см. ГК РСФСР); по новому законодательству регистрируются сами организации - и что прикажете перерегистрировать? Организацию? Но она формально еще не зарегистрирована. Устав? Но он уже не регистрируется. Впрочем, это уже мелочи.

Заключение

"...И гений - парадоксов друг" А.С.Пушкин

Россия - страна парадоксов. В стране, где большинство населения лишено возможности зарабатывать себе не то что на достойную жизнь, но и на более-менее сносное существование; где рождение ребенка и похороны родственника - стихийное бедствие; где политическая нестабильность и экономический кризис стали нормой; где законы меняются с быстротой карусельных лошадок и действуют как герой М.Е.Салтыкова-Щедрина - "применительно к подлости"; где само государство, достойное приставки "квази-", методично выдавливает предпринимателя в "тень", а криминал из тени все прочнее пронизывает всю структуру власти... существует множество благотворительных организаций. Живучесть их поразительна. Не имея возможности самостоятельно зарабатывать деньги, постоянно бегая с протянутой рукой ("фандрайзинг") и отбиваясь от "ненавязчивых просьб поделиться", они живут и действуют, ежедневно доказывая свою общественную полезность всем и каждому.

За двенадцать лет пройден путь от малочисленных групп наивных идеалистов до значительного общественного сектора, от "милосердной помощи" несчастным до деятельности по содействию реализации гражданских, экономических, культурных и иных прав и свобод всех и каждого, в том числе поддержке науки, культуры, искусства, становлению и развитию молодых талантов. И какие бы трудности не ждали благотворительность впереди - она уже не уйдет из России. Кособокая, как тундровая березка - она крепко пустила корни. Она выправится. Она выживет несмотря ни на что.

А "милосердие"? Не будем выставлять святое напоказ и трясти им как флагом перед досужей публикой. Пусть будет в сердце.

Источник: Игорь Карлинский, журнал «Пчела»

0


Вы здесь » Дети Земли » Проблемы благотворительности в России » Взаимоотношения с государством